Вообще существует целый ряд нелепых мифов об обучении: заучивание слов списками, восьмикратное повторение… Но это бессмысленно, так как на самом деле слов отдельно нет, есть высказывания. И никакие особенные способности, чтобы овладеть чужим языком, не нужны. Это тоже миф. Способности нужны, чтобы пользоваться языком, как чужим, так и родным, в сфере искусства.

Проф. И.Ю. Шехтер

Миф №1: «О заготовке словарного запаса»

… язык это не просто куча нарубленных слов.

Проф. И.Ю. Шехтер

Что значит словарный запас? Неужели это то, от нехватки чего лоб покрывается испариной, нас бросает то в жар, то в холод, при одной мысли о разговоре с иностранцем? Или это то, что мы так безуспешно заготавливаем на уроках иностранного языка? Сначала в школе, десятками, потом в техникумах, сотнями, потом в институтах, тысячами. И что, никак не заготовить? И вообще, какой запас нужен для общения? Нельзя же к языку относиться как к заготовке дров на зиму! Потребительское планирование какое-то! И, уча слова десятками, что остается у нас в голове? Значения слов? А если на один глагол to get – более семидесяти значений? Что делать? Как запасать и как этим запасом пользоваться?

Нужно выбросить из головы идею заучивания слов!!! Дело не в том, сколько слов вы можете или не можете воспроизвести по памяти. И дело не в заучивании речевых моделей с последующим их воспроизведением.

А какую из заученных или незаученных моделей ожидать от собеседника в ответ? Помогут ли в этом случае «домашние заготовки»?

Конечно, хорошая память еще никому не помешала в освоении языков. Но не это главное!

Нас эволюция вытолкнула на эту арену жизни. Где каждый обладает возможностью реализовать свою личность через речь. Мы такой тип существ, которых на самом деле, не надо учить языку. Языку не учат, язык развивают. Ведь, на своем родном языке мы говорим уже в пять лет. Мы освоили язык не потому, что нас учили, а потому, что мы слушали чужую речь и имели способность порождать собственную.

Никому и в голову не приходит давать ребенку в письменной или устной форме списки слов необходимых для общения со старшими.

Если бы было так все просто: выучил – заговорил, проблема иностранного языка уже отпала бы на уровне старших классов средней школы! Хотя бы для тех, кто не жалуется на свою память. Однако эта проблема завела всех методистов в тупик. И каждый раз язык начинают учить снова и снова, и каждый раз почти безуспешно!

Миф №2: «Язык нужно учить»

«Язык нельзя конструировать – он внутри нас, он порождается, а не строится».

Проф. И.Ю. Шехтер

Невозможно выучить язык. Язык бесконечен, это – вселенная! Можно выучить стих, формулу, правило. Нечто конечное. Поэтому мы не учим язык. Язык у нас есть. Мы осваиваем, развиваем его в себе, делая чужой язык своим.

Язык описывается, изучается, классифицируется языкознанием, оно устанавливает его закономерности, определяет его литературную норму. Но все это вторично. Язык не может быть превращен в статическую систему, в свод правил, употребление которых достигает автоматизма.

Главная его задача – объединять людей через разговорную речь, через обмен информацией, устной и письменной, общение людей друг с другом, но и это еще не все… К языку нужно относиться не как к средству общения, а как к средству общения для решения жизненных задач. Тогда человек сможет говорить свободно, раскованно и не на уровне значений, а со смыслом.

Существует немало методик обучения иностранным языкам, но они направлены в первую очередь на то, что надо сделать с иностранным языком, чтобы человек им овладел. И тут начинается грамматика, фонетика, словари, бесконечные комплексы упражнений. В конечном счете, они не могут отойти от традиции, и все опять сводится к той же самой зубрежке. Но есть и другой путь – путь развития.

Язык нельзя конструировать – он внутри нас, он порождается, а не строится. Из этого и исходит эмоционально-смысловой метод И.Ю. Шехтера. В противоположность всем остальным методам он обращен на то, что надо делать с человеком, чтобы тот овладел чужим языком.

Миф №3: «О способностях и неспособностях к языкам»

Нет способных/неспособных!

Нет такого явления, как языковые способности. Ложное понятие. Фикция. Говорит любой человек. Способности нужны, чтобы быть поэтом, писателем, актером, оратором – то есть пользоваться языком в сфере искусства. А для того чтобы говорить, нужны не способности, а само состояние человека. Человек – существо говорящее, и это снимает вопрос о способностях в принципе. Поэтому если кто-то никак не может овладеть другим языком, то это не потому, что он туп, а потому что плох его преподаватель со своей методикой.

И действительно, говорит любой человек. Умный и не очень. Образованный и неграмотный. А то, как он говорит, зависит от развития личности. Чудес не происходит. Молчун по натуре, не станет говоруном на чужом языке. Да ему и язык не нужен. Какая разница на каком языке молчать?

Миф №4 «О первичности грамматики»

«… планеты движутся вокруг солнца не потому, что знают законы Кеплера»

«Знание системы не есть принципиальное условие владения языком. Возникает резонный вопрос: а надо ли учить языку через систему?»

«… знание устройства языка еще не ведет к умению говорить на языке. И обратно – умение говорить вовсе не предполагает знание теории…».

Проф. И.Ю. Шехтер

Есть ли смысл хвататься за второстепенное, избегая главное? Родной язык мы осваиваем не с грамматики, не с алфавита. Так почему же мы игнорируем естественную последовательность при освоении чужого языка и начинаем с конца?

Ребенок узнает о существовании грамматики и других аспектах системы языка, когда приходит в школу. А до этого он спокойно говорит. В школе он не учит язык, а нормирует его. Когда есть, что нормировать! Многие люди на земле не умеют писать и читать, и не подозревают о существовании грамматики. Но это не мешает им говорить.

В древности не было письменности, не существовало и самого понятия грамматики, но люди говорили и даже слагали стихи. У некоторых народностей вообще отсутствовала письменность. Но ведь неграмотные люди, как ни странно, умеют говорить. Ни одной матери на свете не приходило в голову посадить свое малолетнее чадо за парту, чтобы научить разговаривать.

Мы не говорим о том, что грамматика не нужна. Любое нормирование языка, будь то грамматическое, фонетическое, лексическое и пр., необходимо для современного человека. Но оно эффективно и целесообразно в свое время, когда есть что нормировать, когда человек свободно изъясняется. Вот тогда и приходит время нормирования речи.

Миф №5: «О постановке произношения»

Бессмысленно «ставить произношение», когда произносить нечего!

На самом деле в языке все очень важно! Но есть вещи, без которых абсолютно все бесполезно и бессмысленно. И хорошее произношение, и знание времен и склонений, и обильный запас слов вне речи-языка, как средства общения для решения своих жизненных задач нигде не нужны!!! Разве что на уроках иностранного языка для получения оценки.

Можно простить любое произношение, если есть главное. И можно привести множество примеров. Дедушка Ленин, как известно, картавил, но это не помешало ему остаться навеки в истории.

Миф №6 «о носителях»

Очень забавное выражение. «Носитель языка». На английском – это «native speaker», то есть, говорящий на родном языке. Почему у нас НОСИТЕЛЬ? А все остальные кто? ПЕРЕНОСЧИКИ?

Такое впечатление, что слово НОСИТЕЛЬ придумано под заказ. Для того чтобы влиять на восприятие человека на уровне подсознания. Если рассматривать этот штамп с этой точки зрения, то всё логично! Одно слово НОСИТЕЛЬ и все приоритеты расставлены! Тем более на всеобщем фоне несостоятельности существующих методик преподавания иностранных языков. Кто же другой, как не НОСИТЕЛЬ донесет истину? Корень слова тщательно взвешен. НОСИТЕЛЬ, т.е. тот, кто принесет. Остается только верить в эти мифы, и вам всё принесут! А. учитывая, что принесут из самой Великой Британии, или из самых, что ни на есть, Соединенных Штатов, то все отечественное меркнет при одной мысли о ЗАГРАНИЦЕ!

В нашей стране, как ни в одной другой все знают как надо! Особенно знают, как ЛЕЧИТЬ и УЧИТЬ.

А что делать с носителем, если он не владеет языком слушателя?

А какие у нас критерии оценки образованности этого носителя?

А с каким из вариантов акцентов он говорит? И каким произношением он будет ублажать слух жаждущих дотянуться до таких же высот?

Одна фраза «новейшие британские технологии» и пульс учащается: «Хочу!».

Срабатывает стереотип, зародившийся еще в советские годы. Тогда все заграничное чуть ли не боготворилось! Уж они-то смогут донести.

Причины живучести этого мифа можно перечислять и перечислять. Но самое главное то, что человеку труднее всего избавиться от иллюзий. Когда все, казалось бы, уже перепробовано, что остается? Наверное, только НОСИТЕЛЬ. Как говорится, последняя инстанция. И само слово НОСИТЕЛЬ действует магически. Уже не важно, кто он в действительности по специальности, насколько эффективную методику он исповедует. И почему он на своей Родине не востребован?

Все это красиво сочетается с красочными, глянцевыми учебниками, миллионами тиражируемыми по всему миру.

Опять-таки, речь не о том, что, так называемый носитель – это нечто неэффективное или не нужное. Просто всему свое время.

Миф №7: «О памяти»

- известно, что у одних из нас лучше развита зрительная, у других – речевая или моторная память. Можно ли при обучении языку учитывать эти особенности?

- Это очередной миф! Какая бы память у кого ни была, человек сам это компенсирует. Первобытные племена воспринимали информацию на слух. Какая же у них была память? Что же им. Несколько тысячелетий молча надо было ждать, пока письменность изобретут?

Миф №8 «Чем ближе, тем лучше»

Все анекдоты рождаются жизнью. Вот один из них:

Один мужчина поздно вечером что-то ищет под фонарным столбом. Его спрашивают, что он ищет. На что он отвечает, что ключ от квартиры.

- А Вы помните точно, где Вы его потеряли?

- Да, конечно! В соседнем парке.

- Так почему же вы ищете его здесь?

- Ну, во-первых, светлее. А во-вторых, ближе к дому.

Таким образом, можно потерять намного больше времени, чем время на дорогу в нужном вам направлении.

Кто такие НАШИ слушатели?

Очень важна мотивация слушателя! Если человек знает, что он хочет. Ему нужен язык, и он готов отказаться от стереотипов хотя бы на месяц, т.е. на время одного цикла занятий – это наш слушатель! Если же мотивация расплывчата или вовсе отсутствует, и нет готовности посещать занятия в рекомендуемом режиме, то лучше сначала определиться и понять, что важнее.